Календарь Артиллериста

29 янв 1884 — Родился Масютин Василий Николаевич, выпускник Училища 1905 года

                                                       

                                                                     

                               Поручик Василий Николаевич Масютин, выпускник 1905 года,

фотография времен 1-й мировой войны

 

Русский художник, график, скульптор (автор памятника М. И. Глинке и скульптурного декора посльства СССР в Берлине), писатель (автор романов и фантастических повестей на русском и немецком языках), поручик артиллерии, преподаватель и популяризатор исскуствародился 29 января (по новому стилю 10 февраля) 1884 года.  

Окончив Киевский Кадетский корпус, поступил в Училище, которое окончил в 1905-м году. Продолжив таким образом семейную традицию и промаявшись два года в армии, он вышел в отставку в 1807-м году и в следующем году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества в класс С.В. Иванова.

 

В тот же год начал выставляться и довольно скоро приобрёл известность. С 1914 года состоял членом объединения «Союз русских художников. Получил известность как график, автор циклов рисунков и офортов: «Семь смертных грехов» (1907-1908); альбомы «Грех» (1909) и «12 офортов» (1910–1911)  экзистенциального толка. В Первую мировую войну мобилизован в армию. После войны преподавал в Государственных свободных художественных мастерских. В 1919 обратился к ксилографии и литографии. Выполнил циклы гравюр на дереве к собственным фантастическим романам «Царевна Нефрет» и «Дни творений», а также к книгам «Дон Жуан» Э.-Т.-А. Гофмана (изд. 1918) и «Иван в раю» А.В. Луначарского (изд. 1920). Параллельно работал над серией станковых ксилографий «Вино, карты и женщины».

С 1921 года жил в Берлине. Сотрудничал с издательствами «Геликон», «Нева», «Русское творчество», «Муссарион» и др. В 1921-1928 годах создал иллюстрации к книгам А.С. Пушкина «Медный всадник», «Руслан и Людмила», «Повести Белкина» (все три – изд. 1922), «Бахчисарайский фонтан» (изд. 1923), «Борис Годунов» (изд. 1924), «Пиковая дама» (изд. 1928); М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (изд. 1922); А.С. Грибоедова «Горе от ума» (изд. 1923); Н.В. Гоголя «Нос» (изд. 1922); Ф.М. Достоевского «Старец Зосима» (изд. 1922); А.А. Блока «Двенадцать» (1921) и др. Стилистика его работ поражала разнообразием: от лубка до конструктивизма, экспрессионизма или изящного мирискуснического рисунка, а сами иллюстрации – сложностью композиционного построения, насыщенного символами и аллегориями. Выступал как теоретик («Гравюра и литография», «Опыт характеристики мастерства гравюры и критический обзор», обе работы – Берлин, 1922) и историк (монографии о выдающихся мастерах графики – А. Тулуз-Лотреке, Ф. Брэнгвине, П. Дюпоне, Т. Бьюике) искусства. Занимался прикладной графикой и сценографией (сотрудничал с театром Михаила Чехова и итальянско-немецкой кинокомпанией «UFA»).

Назад к списку